ПРОЗА

     
 


Статьи

Руны, магия и скальдскап

Dino sapiens - динозавр разумный

Какому богу мы молимся? (Читая "Библию" - "Битие")

ЦАРЬ и лунгionizm

Мастищенский лабиринт 3-2 тыс. до н.э. (Воронеж)

23 февраля - День защитника Отечества

О фильме "Волкодав"

О фильме "Звёздные войны"

Человек-невидимка Герберта Уэллса

А.Сапковский в фэнтези

Как могли бы выглядеть ангелы

Почему такими малюют чертей


 


А.Сапковский в фзнтези

Анджей Сапковский считается одним из основоположников славянского фэнтези, можно даже сказать классиком этого жанра.
Я не знаю, какой Анджей Сапковский писатель. До сих пор не был знаком с его творчеством. Он заинтересовал меня только как писатель, работающий в стиле фэнтези. Думается, что писатель был хороший, потому что мне удалось-таки насладиться высокохудожественными описаниями природы, психологического состояния героя, батальных сцен. Хорошо, но мало, даже скудновато.

Основной объём книги – бесконечные диалоги. Классный писатель отличается от бездарного графоманщика тем, что безжалостно вычёркивает из своего произведения всё лишнее, малозначительное, ничего не объясняющее, ни к чему не ведущее. Не думаю, что это неизвестно Сапковскому. Однако он без зазрения совести загружает читателя пустым трёпом вместо конкретных, уместных, полноценных диалогов с комментариями.
Бездарные сериалы, которыми нас задушило телевидение, отбивают у людей чувство вкуса в искусстве, снижают требовательность к нему. В таких сериалах актёры, зачастую взятые с улицы, не играют, а просто проговаривают свой ничего не значащий текст. Диалоги в «Ведьмаке» такого же качества. Посмотрите на них внимательно: их можно сократить вдвое без ущерба для сюжета. А некоторые – вообще выкинуть. Помните: «Если на стене висит ружьё, то в конце фильма оно должно выстрелить»? Вот читаешь диалоги в этой книге, а сам думаешь: «А к чему такой разговор? Что будет дальше на нём основываться?» Оказывается, совсем ничего. А диалоги – просто пустой трёп. Не скажу, что все диалоги таковы, но воды много – факт.

Батальные сцены хороши. Но отсутствие динамики при описании заставляет воспринимать их как вялотекущую возню. Вы когда-нибудь дрались? Всё происходит очень быстро. Не успеваешь даже многого заметить – не до этого. Батальные сцены надо описывать рваными клоками, кратко, лаконично, словами-предложениями. Только так можно передать динамику.

1.Герой.

Главный герой достаточно харизматичен, история его, как и принято, трагична. Служит людям, правда не за бесплатно. За презренный металл, стало быть. Ну да, не святым духом питается, жить то как-то надо. Выполняет все заказы на уничтожение нелюдей, не без риска для своей жизни. Героическая личность. До женского полу охоч – мужик ведь. Да и каждая мало-мальски привлекательная особь женского пола непременно мечтает с ним переспать. Такие герои читателям нравятся. И ничего, что этот самый Геральт внешне, как две капли воды, похож на Элрика (Майкл Муркок, «Месть Розы», 1961г.) – такой же блондинчик.

2.Мир.

Мир, созданный Сапковским – раннее средневековье, как и положено в классическом фэнтези. Однако средневековье ощущается как-то с недоумением. Как читателю не впасть в уныние, когда ему втуляют, что слово «ТЕРРОРИЗИРОВАТЬ» известно каждому крестьянину, который выращивает на своём поле «КУКУРУЗУ» (когда и откуда взялась кукуруза?). А в более-менее грамотной среде этого мира употребляются слова: «ГОРМОНЫ», «ВИРУСЫ», «ИММУНИТЕТ», ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ МУТАЦИЯ», «ТРАНСМУТАЦИЯ», «ГУМАНОИДЫ», «АДРЕНАЛИН», «ЗОНДИРОВАТЬ», «ТЕСТЫ». Никак не лепятся эти слова в фэнтези, при описании средневековья. Они вошли в лексикон людей лишь в XX веке в связи с бурным развитием наук.

Существуют определённые законы развития человеческого общества, экономики, науки, техники и чёткая взаимосвязь между ними. Например, развитие физики как науки привело к изобретению паровой машины, которая совершила переворот в экономике (многократное увеличение производительности труда на мануфактурах), в социальной жизни (массовая безработица и вытекающие из этого явления проблемы), в технике (появляется транспорт с паровым двигателем) и т.д.

Употреблённые в книге и приведённые мной словечки подразумевают общество с высокоразвитой медицинской наукой, медицинской практикой и медицинской инфраструктурой, подтверждения чего я в книге не увидел. Там медицина представлена лишь знахарями и магами.

Один из героев планирует получить СТРАХОВКУ за разрушенный джином дом. Ну, я вам скажу, для натурального хозяйства раннего средневековья это совершенно не характерный уровень развития товарно-денежных отношений. В раннем средневековье – натуральное хозяйство, отсутствие товарного производства. То есть каждый производит товары для собственного их использования в своём же хозяйстве. Есть и ремесленники, работающие на заказ. Для такого, по сути – НИКАКОГО, уровня товарно-денежных отношений услуги по страхованию имущества просто невозможны.

ТРУСИКИ ИЗ БАТИСТА на королеве-разбойнице меня просто шокировали. Не носили в средние века таких глупостей! Их придумали только в XVIII веке!

А столько нечисти живёт в этом мире! В пору составлять энциклопедию или «Определитель нечисти». В первую очередь, это необходимо самому автору, иначе легко сам запутается.

3.Плагиат или переосмысление?

Во время чтения меня не покидало чувство, что я это слышал ещё в детстве. Угадывались «Сказка о мёртвой царевне», «Аленький цветочек», «Белоснежка и семь гномов», «Принцесса на горошине», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Вий»… Я, конечно, понимаю, что магия и сказочность должны присутствовать в фэнтези, но нельзя же так беззастенчиво этим злоупотреблять! В основе западного фэнтези лежат легенды и мифы средневековья (например, «Король Артур и рыцари круглого стола» или мифы викингов об Одине, Торе и др.). А автор намешал в своей книге и персонажей славянских мифов, и европейских, и восточных сказок.


Славянское фэнтези, как и фэнтези славянских авторов, возникло при распаде СССР и стран соцлагеря на руинах социалистического реализма совсем недавно – в конце 80-х годов XX века. И возникло как эрзац-лирература, как жанр, направленный на удовлетворение материальных потребностей издателей и авторов, не неся в себе ничего художественного. Тогда рухнула государственная поддержка писателей, и они все ломанулись правдами, а чаще – неправдами, зарабатывать себе бабки сами. К сожалению, не избежал этой участи и Сапковский.
Жвачки со вкусом фэнтези продаются и сейчас вместе с Донцовой и Устиновой. Со временем появились серьёзные, талантливые авторы, работающие в этом жанре – Мария Семёнова, Дмитрий Скирюк. Для меня они являются эталоном в славянском фэнтези.
Пан Анджей своей книгой не только не добавил авторитета фэнтези, который итак заклевали писатели-фантасты, но и посодействовал превращению этого прекрасного жанра в мусорку, чем оказал неуважение поклонникам фэнтези.

Я хочу верить писателю. Но когда в своём творчестве он неубедителен, когда за одним ляпом следует другой (от некомпетентности или от забывчивости), когда действия героев предсказуемы или явно глупы, я перестаю ему верить. В лучшем случае, я просто закрываю недочитанную книгу и больше к этому автору не возвращаюсь.

© Ратибор Светлов, 2008

 
 
 
 
 
Разработка и создание сайтов в Воронеже     ВЕБ студия "КОЛО"
 
Rambler's Top100