ПРОЗА

     
 


Статьи

Руны, магия и скальдскап

Dino sapiens - динозавр разумный

Какому богу мы молимся? (Читая "Библию" - "Битие")

ЦАРЬ и лунгionizm

Мастищенский лабиринт 3-2 тыс. до н.э. (Воронеж)

23 февраля - День защитника Отечества

О фильме "Волкодав"

О фильме "Звёздные войны"

Человек-невидимка Герберта Уэллса

А.Сапковский в фэнтези

Как могли бы выглядеть ангелы

Почему такими малюют чертей


 


ЦАРЬ и лунгionizm

Вот и первый общероссийский канал удостоился, наконец, продемонстрировать своим зрителям художественный фильм Павла Лунгина "Царь".

Снимать исторический фильм - дело чрезвычайно рискованное, тем более, о таком неоднозначном человеке, как русский царь Иван Грозный. Особенно, если это не экранизация литературного произведения, когда можно спрятаться за писателя-классика.

В историческом художественном произведении есть место вымыслу, но не слишком разгуляться позволительно, чтобы не исказить общую картину. Что касается канвы исторических событий и характеристик исторических личностей, то не должно быть вообще никаких расхождений с реальной историей. В противном случае А.Гитлер легко может превратиться в спасителя человечества, а первым космонавтом окажется китайский тайконавт Ян Ливэй.

Необходимы не только талант и уверенность в себе, но и изрядная честность. Честность, потому что у зрителя складывается именно тот образ исторической личности и то видение событий, которые ему предлагает автор. Мы называем лжецом того, кто лжёт одному своему собеседнику. А как мы назовём того, кто лжёт миллионам зрителей, да ещё на этом зарабатывает?

Итак, какое же блюдо многомиллионной российской аудитории приготовил режиссёр П.Лунгин?


1. "Царь"

Фильм режиссёра П.Лунгина "Царь" был представлен публике на Каннском кинофестивале 17 мая 2009 года. Праздника, однако, не получилось: фильм не был отмечен никакими призами. Правда, журнал "The Hollywood Reporter" (авторитетное издание о киноиндустрии в США), всё-таки назвал фильм "замечательным".

Через месяц - 19 июня - "Царём" открыли Московский международный кинофестиваль, председателем которого был кто? Правильно - П.Лунгин.

10 октября фильм побывал на кинофестивале в Варшаве и вернулся также без приза.

В День народного единства 4 ноября 2009 года "Царь" вышел в прокат. Правда, весьма сомнительно, что он способствовал единению народа.


Говоря о фильме коротко, признаем следующее. Том Стерн продемонстрировал высший пилотаж операторского искусства. Игру актёров также следовало бы отметить, не смотря на перебор И.Охлобыстина, копирование П.Мамоновым своего образа из "Острова". Роль Филиппа написана просто убого, будто рассчитана была не на ярчайший талант О.Янковского, а на самого рядового артиста самого безмозглого телесериала.

В общем, этот фильм - как раз тот случай, когда откровенно пустой сценарий А.Иванова невозможно "вытянуть" ни талантливым актёрам, ни старательной съёмочной группе, сколько бы ни тужился режиссёр.

О содержании. Бледно и неубедительно выглядит лепет Лунгина о том, что основа фильма - это "драматичный конфликт Ивана Грозного и митрополита Филиппа", единственного в то время человека, ставшего на пути произвола царя-деспота. Тогда следовало бы шире раскрыть личность Филиппа, а не с упоением демонстрировать Грозного (Мамонова). Да и никакого реального противостояния и борьбы быть не могло.


В фильме много исторических несоответствий, неточностей и ляпов. Вот некоторые из них:

а) Ивану Грозному в то время не было и 40 лет, а в фильме он - беззубый 70-летний старик.

б) В фильме русские войска сдают Полоцк полякам. Но Полоцк был сдан лишь через 14 лет после описываемых событий - в 1579 году.

в) Если по прямой, то между Москвой и Полоцком вёрст 600 будет, а если по тогдашним лесным дорогам петлять, то и вся 1 000. Как маленькая девочка с иконкой смогла пешком дойти до Полоцка?

г) Батальная сцена при Полоцке прописана отвратительно: слеплена наспех, как попало.
- С нашей стороны бились отнюдь не 20 бояр, как показано в фильме, а многотысячное войско.
- Если в речке глубина по колено, то какой смысл за мост биться? Да и были ли в то время мосты военными стратегическими объектами, если на лошадках можно было реки перейти вброд? Ведь паровозов и автомобилей не было.
- Зачем герой бросился подрубать мост во время боя? Разрушить его можно было и раньше. А когда мост от прикосновения к опоре иконки, всё-таки, рухнул, то вместе с ним и поляками рухнули русские.

д) В фильме Царь посещает Филиппа перед смертью в монастыре, после убийства опричники сжигают монастырь. Убийство Малютой Скуратовым Филиппа произошло по мнению большинства историков в Отрочем Успенском монастыре в Твери в декабре 1569 года, есть также оспариваемые версии, что тот был сожжен на углях в Александрове. Историки не пришли к единому мнению относительно того, что приказ об убийстве был отдан царем. Стоит отметить, что никакой встречи царя и бывшего митрополита перед убийством не было. Согласно еще одной из версий, непосредственно убийство совершил не сам Малюта, а один из его подручных. После убийства Филипп был погребен за алтарем, приказ вырыть ров был отдан Малютой, Отроч монастырь не был сожжен опричниками - почти все его постройки были уничтожены лишь коммунистами в 1930-ые годы.

е) В фильме племянник Филиппа говорит, что "нас Колычевых всего двое осталось, ты да я", однако после смерти Филиппа были казнены еще несколько Колычевых.

ж) По данным историка Н.Костомарова, голову казненного племянника Филиппу Колычеву прислали в мешке лишь спустя несколько дней после казни, в фильме казнь происходит на глазах у митрополита и голову племянника ему вручают сразу же после экзекуции.

з) Конфликт Царя и митрополита произошел 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля когда Филипп отказался давать благословение пришедшему в черных ризах и монашеских шапках царю и его опричникам, что вызвало гнев царя. Однако после этого Филипп продолжал проводить богослужения, в частности, 28 марта в Новодевичьем монастыре. Решение о суде над Филиппом по предложению царя приняла Боярская дума. В ноябре того же года состоялся церковный суд. Уже после решения суда, Филиппа заставили провести службу и 8 ноября 1568 года любимец царя Фёдор Басманов во время богослужения в Успенском соборе в Кремле объявил митрополиту о лишении его сана, а опричники сорвали с него одеяния. В фильме события развиваются на глазах у зрителей в течении пары минут и в глумлении над Филиппом принимает лично царь.

и) Филиппу не выносился смертный приговор и не было публичной сцены, показанной в фильме, во время которой царь проявляет милость и заменяет казнь на вечную ссылку.

к) После приговора Филипп содержался в Успенском монастыре, затем в монастыре Николы Старого в Китай-Городе, после чего был переведен в Тверь. В фильме показан лишь один монастырь.

л) Принадлежность одного из героев фильма - немецкого авантюриста Генриха фон Штадена к опричнине и его вхожесть во двор русского царя известна по его мемуарам, но при этом оспаривается рядом ученых.

м) В фильме царь приказывает сослать свою супругу Марию Темрюковну в монастырь незадолго до казни Филиппа, при этом она участвует в церемонии несостоявшейся казни бывшего митрополита. Однако согласно историческим данным, опале она подверглась несколькими годами ранее - в феврале 1565 года царь переехал в Александрову Слободу, оставив при этом супругу в Москве, приказав не выпускать ее из Кремля. Умерла Мария Темрюковна раньше Филиппа на три месяца - 6 сентября 1569 года после совместного путешествия с супругом в Вологду на богомолье в Александровской слободе.

Оставим на совести режиссёра всё это, а также художественный вымысел или бессовестный умысел.

На приз не получилось ни удивить зрителей своим мастерством, ни напугать откровениями о русской дремучей дикости и русском царе-живодёре.

Поговорим о первом русском царе Иване Грозном и его времени.


2. Tsar Ioann the Terrible (Царь Иван Ужасный)

За 37 лет его реальной власти и царствования в России было казнено не более 4 200 человек, в том числе и уголовников (исследования Р.Скрынникова "Царство террора" и Д.Альшица "Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного"). В это число входят 600 - 700 изменников бояр и дворян, а также примерно 1 000 новгородских сепаратистов. Причём, казнены все они были не по воле царя (без суда и следствия), а по земскому приговору. Иван Грозный не мог даже зачинщиков боярского мятежа казнить - ссылал. И мало кто знает, что Иван Грозный молился за каждого казнённого.

А что же происходит в это время в Европе?

В цивилизованной Европе - оплоте гуманизма - в это время вовсю пылали костры инквизиции, и в воздухе стоял смрад от сгоревшей плоти тел учёных, еретиков, ведьм...

а) Испания

Во время правления Фердинанда и Изабеллы, за несколько лет до начала XVI века, результаты деятельности испанской инквизиции только при Торквемаде (духовник королевы Изабеллы) с 1481 по 1498 год были таковы: около 8 800 человек было сожжено на костре, у 90 000 человек конфисковали имущество и подвергли их церковным наказаниям, а 6 500 человек "спаслось" от казни посредством бегства или смерти.

Испания была оплотом истинной веры Христовой, примером всему католическому миру в борьбе с еретиками.

Испанская корона активно завоёвывала только что открытые земли Нового Света, убивая коренное население, порабощая оставшихся в живых, огнём и мечом обращая в католичество, уничтожая самобытные американские цивилизации. Считал кто-нибудь в это время убитых среди индейцев? Думаю, вряд ли. Испанцы считали награбленные драгоценности.

б) Нидерланды

Нидерланды - это очень маленькая европейская страна. В XVI веке она принадлежала Испании. Испанские монархи весьма жестоко обращались с подвластным протестантским населением, что привело к восьмидесятилетней войне (1568-1648).

В 1567 году король Филипп II направил наместником в Нидерланды герцога Альбу. По прибытию к месту назначения он с неистовым рвением взялся за службу и в течение 3 месяцев казнил 1 800 человек, а в течение следующего года - ещё несколько тысяч.

В ходе "Испанской ярости" 1576 года брошенные на произвол судьбы наёмники из испанских войск в Антверпене занялись грабежами и уничтожили 8 000 человек.

За 6 лет в "Совете по делам беспорядков" ("Кровавый совет") было приговорено к смерти около 18 000 человек.

Сожжено живьём при Карле V и Филиппе II было 28 540 "еретиков", а всего число казнённых и умерших под пытками доходило до 100 000 человек. Это почти в 24 раза больше, чем за 37 лет царствования Ивана Грозного.

в) Франция

С 1562 по 1598 год во Франции бушевали религиозные войны: католики убивали протестантов (гугенотов), протестанты убивали католиков.

В 1572 году только во время свадьбы гугенота Генриха Наваррского и католички принцессы Маргариты Валуа в Варфоломеевскую ночь (на 24 августа) католики во главе с королём Карлом IX вероломно убили 9 000 гугенотов и в течение трёх последующих дней - более 20 000.

Как отреагировал на такие злодеяния неразумной паствы своей папа римский - глава западных христиан?
"Когда Рим узнал о происшедшей резне, радость духовенства была беспредельной. Вестнику, прибывшему с этим сообщением, кардинал Лорренский вручил награду в тысячу крон, пушка города св. Анджело громовыми залпами приветствовала это событие. На каждой колокольне звонили колокола; костры превратили ночь в день; Григорий XIII в сопровождении кардиналов и других духовных сановников посетил собор св. Людовика, где кардинал Лорренский пел: Тебе, Господи... Для увековечивания этого побоища отчеканили медаль, и в Ватикане до сих пор ещё хранятся три фрески Вазари, где изображены нападение на адмирала-гугенота, король, обсуждающий со своими советниками предстоящую резню, и сама резня. Григорий послал "Золотую Розу", а спустя четыре месяца после резни... он с удовольствием слушал проповедь французского священника... который говорил о том дне, исполненном счастья и радости, когда святейший отец, получив столь отрадные вести, торжественно направился в собор, чтобы возблагодарить Бога и святого Людовика".

А вот православный царь Иван Грозный осудил католиков-убийц и власти Франции за такое обращение со своим народом.

Резня протестантов продолжалась до 3 октября 1572 года. За немногим больше месяца было убито, по меньшей мере, 70 000 человек, то есть в 17 раз больше, чем за 37 лет царствования Ивана Грозного.

Сколько же всего за эти 36 лет было уничтожено протестантов во Франции - не считал никто. Ведь в религиозных войнах пленных не берут, а вырезают целыми деревнями и городами.

г) Германия

В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года уничтожено более 100 000 крестьян. Это почти в 24 раза больше, чем за 37 лет царствования Ивана Грозного.

д) Англия

ССовременником Ивана Грозного был король Генрих VIII Тюдор, правивший Англией с 1509 по 1547 год.


Ничто не ограничивало его желаний: ни долг, ни честь, ни совесть, ни религия.

Запрещала религия развестись, чтобы жениться снова? Он поменял религию всей своей страны и развёлся. Двух из шести своих жён - Анну Болейн и Екатерину Говард - отправил на плаху.

Причём, для него было не важно, кого убивать: жену-королеву, великого гуманиста (Томас Мор, автор книги "Утопия") или никому неизвестного бродягу.

А бродягами очень быстро становились крестьяне, которых землевладельцы сгоняли со своих земель, чтобы превратить земли в пастбища для овец, чтобы обогащаться за счёт торговли шерстью. Бродягу на первый раз секли плетьми. Попался во второй раз - отрубали уши и выжигали клеймо. Если и после этого бродяжничал, то вешали.

Так число казнённых бродяг по милости "короля гуманистов" Генриха VIII достигло 72 000 человек! Это в 17 раз больше, чем за 37 лет царствования Ивана Грозного.

Через несколько лет после смерти Генриха VIII на английский престол взошла Мария Тюдор (Кровавая). Она за 3 года повесила 300 человек.


Такими были в XVI веке европейские правители и европейские народы. Никто и не помышлял об общечеловеческих духовных ценностях христианской религии, которую они все исповедовали. Не потому ли, что христианство лицемерно? Да, существует заповедь: "Не убий". Но как относиться к этому:

"27. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.
28. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек". ("Библия", Исход, гл.32).


3. ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ

Иван Васильевич из рода Рюриковичей правил страной с 1533 по 1584 год, царём же стал в 1547 году.

Иван Грозный оставил значительный след не только в русской истории, но и в русской государственности. Его заслуги перед потомками ещё не оценены по достоинству.


Он - один из самых образованных людей своего времени. По свидетельству современников Иван IV был "муж юдного разсуждения, в науке книжного поучения доволен и многоречив зело". У Грозного была крупнейшая в Европе библиотека, куда входили византийские, античные и др. сочинения. Он всячески способствовал организации книгопечатания в Москве. Иван IV сам составлял послания (например, к Курбскому), талантливо сочинял сложные церковные песнопения.

По приказу царя был построен чудесный храм Василия Блаженного на Красной площади.

О великодушии Ивана Грозного красноречиво говорит такой пример. К предателю и польскому шпиону Андрею Курбскому, которого Иван Грозный считал другом, бежавшему к полякам и затем воевавшему на польской стороне и сжигавшему православные русские храмы, царь отпустил его жену с ребёнком.

При Иване IV появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями государственного управления или отдельными регионами страны.

Созванный в 1549 году Земский собор (съезд представителей всех сословий страны) принял решение составить новый Судебник и наметил программы реформ в государстве. В дальнейшем на Земском соборе решались вопросы внешней политики и финансов. На нем избирались новые цари. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор (представители высшего духовенства).

Новый Судебник 1550 года не только подтвердил право свободного перехода крестьян от феодала к феодалу в Юрьев день 26 ноября (крепостного права не было), но и расширил права крестьянства и его участие в общественных делах. Выборные представители крестьянских общин должны были участвовать в следствии и судопроизводстве. То есть, это суд присяжных.

Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам право самоуправления, раскладки податей и надзора за порядком. Самоуправление в России в XVI веке - это продолжение демократических вечевых традиций Древней Руси в новых условиях формирования единого централизованного государства.

Стоглавый собор 1551 года предписывал открывать училища священникам, дьяконам и дьячкам, что способствовало увеличению образованности народа.

При Иване Грозном был запрещён въезд на территорию России еврейских купцов: "в свои государства Жидом никак ездити не велети, занеже в своих государствах лиха никакого видети не хотим, а хотим того, чтобы Бог дал в моих государствах люди мои были в тишине безо всякого смущенья".

Введением опричнины разрушил боярскую вольницу, но не до конца, что стало причиной Смутного времени.

Иван Грозный создал поместное конное войско. Впервые появилось регулярное пешее войско - стрельцы. Каждый полк был одет в форму своего цвета. Вооружены были все стрельцы огнестрельным оружием, что поставило их выше пехоты западных государств, где часть пехотинцев имела только холодное оружие (пикинёры). В этом русское войско намного опередило Европу. Приговор о местничестве способствовал значительному укреплению дисциплины в войске, повышению авторитета воевод, особенно не знатного происхождения, и улучшению боеспособности русского войска.

Русские пушки были лучшими в Европе. Английский посол Дж. Флетчер в 1588 году писал: "Полагаю, что ни один из христианских государей не имеет такой хорошей артиллерии и такого запаса снарядов, как Русский Царь, чему отчасти может служить подтверждением Оружейная палата в Москве, где стоят в огромном количестве всякого рода пушки, все литые из меди и весьма красивые".

Завоёваны были Казанское и Астраханское ханства, которые непрекращающимися набегами не давали стране возможности спокойно развиваться. Присоединено Сибирское ханство.

Полный разгром вторгшейся орды Крымского ханства под Москвой в 1572 положили конец турецко-татарской экспансии в Восточной Европе. Об этой битве, к сожалению, известно мало. Крымский хан Девлет I Гирей неоднократно говорил, что в 1572 году собирается пойти на русскую столицу не с целью пограбить, как обычно, а, как он сам заявлял, "едет в Москву на царство". Земли Московской Руси были уже заранее поделены между крымскими мурзами. Вторжение крымского войска поставило вопрос о существовании России. В 45 верстах от Москвы у деревни Молоди 120-тысячной крымско-турецкой орде путь преградило 60-тысячное русское войско под командованием воевод М.Воротынского и Д.Хворостинина. Состоялась битва, в которой погибло всё вражеское войско! В Крым смогло вернуться не более 5−10 тысяч татар.

Лишь Ливонская война (1558-1583) - борьба за выход к Балтийскому морю - не закончилась победоносно.

Территория страны за время царствования Ивана Грозного увеличилась вдвое - с 2,8 до 5,4 млн. км2. Количество населения увеличилось примерно на 30 - 50% и составило 10- 12 млн. человек.

Россия уже тогда стала самым большим государством и превратилась в мировую сверхдержаву - православную империю -Третий Рим.

И всё это - заслуги русского царя Ивана Васильевича Грозного. Он заложил основы крепкого русского государства на века. Только благодаря сильной центральной власти огромная держава - Россия - не развалилась на части и смогла выстоять во всех испытаниях.


4. ЛунгIONIZM

В фильме же П.Лунгин рассказывает именно о кровавых забавах русского царя. Больная фантазия создателей фильма старательно демонстрирует зрителям первого русского царя как дикого, вероломного, циничного, патологичного живодёра, как сумасшедшего, потерявшего связь с реальностью. Ему доставляет удовольствие истязать и убивать ни в чём не повинных людей.



Ах, так вот почему русские такие гадкие, нецивилизованные и недемократичные! Им один только кнут нужен и такие правители-деспоты! Нет, русские не достойны называть себя европейцами. Они просто животные!

Думаю, что созданием этого фильма П.Лунгин выполнял свою вполне определённую миссию.

Что ж, поаплодируем режиссёру Павлу Лунгину за усердие!


Прибегал к использованию сайта: http://ru.wikipedia.org


© Ратибор Светлов, 2010

 
 
 
 
 
Разработка и создание сайтов в Воронеже     ВЕБ студия "КОЛО"
 
Rambler's Top100